2 .ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
История политических учений является одной из важнейших , органических частей духовной культуры человечества . В ней содержится громадный опыт многих поколений мыслителей , занимающихся исследованием проблем политики , власти , государства . Этот опыт принадлежит не только истории , но и современности , продолжая воздействовать на политические процессы и идейные движения , на эволюцию политического теоретического знания.
Политическая мысль Древнего мира
Возникновение политической мысли у древних народов восходит к религиозно-мифологическим истокам . Земные порядки , согласно мифологическим представлениям , являются частью общемировых , космических . При этом мифы не просто объясняли , но и доказывали правомерность сложившегося общественного и государственного устройства , упорядочивали верования и правила поведения . Мифическая ‘’ политическая космология ‘’ обосновывали идею божественного первоисточника социальных и политических порядков / таков миф о божественном происхождении власти императора Китая , миф о богах как первоначальных правителях и законодателях в Греции и др ./.
Определенная рационализация политических представлений в культурных центрах Древнего мира происходит в 1 тысячелетии до нашей эры . Процесс становления собственно политической мысли сопровождался активным обсуждением социальных проблем , попыткой их объяснения , а также выработкой понятий , принципов , теоретических положений в области политики .
Зарождение политической науки как самостоятельной дисциплины связано с именем древнегреческого мыслителя Аристотеля . Ему принадлежит и первенство в создании эмпирической /опытной / методологии политических исследований . Государство , по Аристотелю , возникает естественным путем для достижения блага людей и представляет собой политическую организацию . Каждое государство имеет свою форму , которая определяется числом властвующих /один , немногие , большинство / . Кроме того , Аристотель различал правильные и неправильные формы ; в правильных властители радеют за общую пользу , в неправильных отстаивают личное благо . В самой правильной форме государства - политии правит большинство . Полития соединяет в себе лучшие стороны олигархии и демократии . Аристотель высказал ряд глубоких положений о природе справедливости и равенства и впервые указал на зависимость формы государства от состояния его элементов /социальных групп /. Взгляды Аристотеля получили широкую известность в средневековых философских и политических теориях , где господствовала теологическая форма мышления . Выражением официального учения церкви в средние века в Западной Европе было учение Фомы Аквинского Он обосновал теорию божественного происхождения государства и стремился доказать превосходство духовной власти над светской . Аквинский разработал своеобразный критерий оценки правомерности политической власти/моральный характер правления / и на основе этого построил классификацию форм государства . Политическую науку он рассматривал как область знания , относящуюся к управлению государством .Главными целями этой науки , в трактовке Аквинского ,является имитация природы и достижение совершенства в человеческих отношениях.
Политические идеи нового времени и эпохи Просвещения
В эпоху европейского Возрождения происходит становление ранней буржуазной политической идеологии , направленной против теории и практики феодализма . Освобождение политической мысли от средневекового религиозного мировоззрения связано с формированием новых методов познания государства , политики общества . Новизна этой методологии заключалась в изучении конкретных исторических факторов и их общении .
Наиболее значительным представителем политической мысли Возрождения является Никколо Макиавелли. Вместо средневековой концепции божественного предопределения он выдвинул идею объективной исторической необходимости и закономерности . Ему принадлежит обоснование политики как опытной науки , свободной от христианской морали . Он ввел новый политический термин - stato-‘’государство ‘’ . Государство в теории Макеавелли означает политическое состояние общества , которое есть результат борьбы сословий - аристократии /дворянства / и народа . Важным компонентом государства является политическая власть , выражающаяся в способности правящих лиц принудить управляемых к повиновению . Формы государства Макиавелли рассматривал в зависимости от числа правящих лиц /единовластие , правление немногих и правление всего народа / . Он справедливо полагал , что становление форм государства зависит от многих факторов ; экономических , военных , территориальных и др . Особое внимание Макиавелли уделял психологическим аспектам политики и формированию правил политического искусства .
В период буржуазных революций ХУII в. в Голландии и Англии формируются политические идеи , которые определили направление развития политической науки эпохи Просвещения . В борьбе с феодально-абсолютистской государственностью , в острой полемике с ее приверженцами было разработано множество плодотворных концепций и взглядов . Среди них теория общественного договора и доктрина естественного права .
Выдающийся взгляд в разработку политико-правовой идеологии принадлежит голландскому мыслителю Гуго Гроцию . Ему было свойственна правовая трактовка социально-политических проблем . Гроций стремился показать , что государство и законы имеют своим источником естественное право , или ‘’ предписания здравого разума ‘’. Он полагал , что человеку как социальному существу присуще стремление к общению на основе разумных правил . Гроций рассматривал государство как союз свободных людей , заключенный ради соблюдения права и общей пользы . По социальному смыслу государство выступает как соглашение большинства против меньшинства . Действия верховной власти в нем не подчинены никакой другой, она суверенна . Носителем власти выступает одно или несколько лиц .Форма государства не имеет существенного значения , ибо народ может избрать любой образ правления . Вместе с тем очевидно отрицательное отношение Гроция к тирании и предпочтение монархической и аристократической форм правления .
|