Политология
ПОЛИТОЛОГИЯ. Общий курс
Содержание


Цитата с сайта
...«ПОЛИТОЛОГИЯ. Общий курс Раздел 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ НАУКИ О ПОЛИТИКЕ 1 .ПРЕДМЕТ И ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ПОЛИТОЛОГИИ История политической мысли насч»...
подробнее


Антон Чехов говорил:

Наука - самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека, она всегда была и будет высшим проявлением любви, только ею одною человек победит природу и себя.



2 .ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

История политических учений является одной из важнейших , органических частей духовной культуры человечества .  В ней  содержится громадный опыт многих поколений мыслителей ,  занимающихся исследованием проблем политики , власти , государства . Этот опыт  принадлежит не только истории   , но и  современности ,  продолжая воздействовать на политические процессы и идейные движения , на эволюцию политического теоретического знания.

Политическая мысль  Древнего мира

Возникновение политической мысли у древних народов  восходит к  религиозно-мифологическим истокам . Земные порядки , согласно мифологическим представлениям , являются частью общемировых , космических . При этом мифы не просто объясняли , но и доказывали правомерность сложившегося  общественного и государственного устройства , упорядочивали верования и правила поведения . Мифическая ‘’ политическая космология ‘’  обосновывали идею божественного первоисточника социальных и политических  порядков / таков миф о божественном происхождении власти императора  Китая , миф о богах как первоначальных правителях и законодателях в  Греции и др ./.

Определенная рационализация политических представлений в культурных центрах Древнего мира происходит в  1 тысячелетии  до нашей эры . Процесс становления собственно политической мысли сопровождался  активным обсуждением социальных проблем , попыткой их объяснения , а также выработкой понятий , принципов , теоретических положений в области политики .

Зарождение политической науки как самостоятельной  дисциплины связано с именем древнегреческого мыслителя  Аристотеля . Ему принадлежит  и первенство  в создании  эмпирической /опытной / методологии политических исследований . Государство , по  Аристотелю , возникает естественным путем для достижения блага людей и представляет собой политическую организацию . Каждое государство  имеет свою форму ,  которая определяется  числом властвующих /один , немногие , большинство / . Кроме того ,  Аристотель различал  правильные  и  неправильные формы ; в  правильных властители радеют за общую пользу ,  в неправильных отстаивают личное благо .  В самой правильной форме государства  - политии правит большинство .  Полития соединяет  в себе лучшие стороны олигархии и демократии . Аристотель  высказал ряд глубоких положений о природе справедливости и равенства и впервые указал на зависимость  формы государства от состояния его элементов /социальных групп /. Взгляды  Аристотеля получили широкую известность в средневековых философских и политических теориях , где господствовала теологическая форма мышления . Выражением официального учения церкви  в средние века  в  Западной Европе  было учение  Фомы Аквинского  Он обосновал теорию божественного происхождения государства  и стремился  доказать превосходство духовной власти над светской . Аквинский разработал своеобразный критерий оценки  правомерности политической власти/моральный характер правления / и на основе этого построил классификацию форм государства . Политическую науку он рассматривал как область знания , относящуюся к управлению государством .Главными целями этой науки , в трактовке Аквинского ,является имитация природы и достижение совершенства в человеческих отношениях.

Политические идеи нового времени и эпохи  Просвещения

В эпоху европейского Возрождения происходит становление ранней буржуазной политической идеологии , направленной против теории и практики феодализма . Освобождение политической мысли  от средневекового  религиозного мировоззрения связано с формированием новых методов познания государства , политики общества . Новизна  этой методологии  заключалась в изучении конкретных исторических факторов и их  общении .

Наиболее значительным  представителем политической мысли  Возрождения является  Никколо Макиавелли.  Вместо   средневековой  концепции  божественного предопределения он выдвинул идею  объективной  исторической  необходимости и закономерности . Ему принадлежит  обоснование политики как опытной науки , свободной от христианской морали . Он ввел новый политический термин - stato-‘’государство ‘’ . Государство в теории  Макеавелли  означает политическое  состояние общества , которое есть результат борьбы сословий - аристократии /дворянства / и народа . Важным компонентом государства  является политическая власть , выражающаяся в способности правящих  лиц принудить управляемых к повиновению . Формы государства  Макиавелли  рассматривал в зависимости от числа правящих лиц /единовластие , правление немногих и правление всего народа / . Он справедливо полагал , что становление форм государства зависит от многих факторов ; экономических , военных , территориальных и др . Особое внимание  Макиавелли уделял психологическим аспектам политики и формированию правил политического искусства .

В период буржуазных революций ХУII  в. в  Голландии и Англии  формируются политические идеи , которые  определили направление развития политической науки эпохи Просвещения . В борьбе с феодально-абсолютистской государственностью , в острой полемике с ее приверженцами было разработано множество плодотворных концепций и взглядов . Среди них теория общественного договора и доктрина естественного права .

Выдающийся взгляд в разработку политико-правовой идеологии принадлежит голландскому мыслителю Гуго  Гроцию . Ему было свойственна правовая трактовка социально-политических проблем . Гроций стремился показать , что государство и законы имеют своим источником естественное право , или ‘’ предписания здравого разума ‘’. Он полагал , что человеку как социальному существу присуще стремление к общению на основе разумных правил . Гроций рассматривал государство как союз свободных людей , заключенный ради соблюдения права и общей пользы . По социальному смыслу государство выступает как соглашение большинства против меньшинства . Действия верховной власти  в нем не подчинены никакой другой, она суверенна . Носителем власти выступает одно или несколько лиц .Форма государства не имеет существенного значения , ибо народ может избрать любой образ правления . Вместе с тем очевидно отрицательное отношение Гроция к тирании и предпочтение монархической и аристократической форм правления .

Отзывы посетителей
Однажды на семинаре нам задали вопрос один очень с...
Автор: Сэм
А я бы очень хотела поблагодарить создателя данной...
Мне понравилось, как у вас здесь написано про наци...
Помню, у нас был семинар посвящен теме «Государств...
Автор: Ира
Да, хороший учебник, мне в свое время очень помог,...
Автор: Лена


Тематические дипломы


Найти на сайте



Часто просматриваемые страницы


Наука России - Наше будущее!