|
Содержание |
|
|
Цитата с сайта
...«ПОЛИТОЛОГИЯ. Общий курс
Раздел 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ НАУКИ О ПОЛИТИКЕ
1 .ПРЕДМЕТ И ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ПОЛИТОЛОГИИ
История политической мысли насч»...
подробнее
|
Антон Чехов говорил:Наука - самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека, она всегда была и будет высшим проявлением любви, только ею одною человек победит природу и себя.
|
В отличие от элитарных партиципаторные концепции провозглашают необходимость активного участия широких масс не только в выборах своих представителей , но и в самом политическом процессе : от подготовки и принятия решений до проведения их в жизнь . Эти концепции характерны для многих социал-демократических и либеральных партий Запада.
В марксизме политическая субъективность рассматривается как результат и отражение определенного уровня самосознания и самоорганизации больших общественных групп , уровня их интеграции , расклада политических сил между различными классами , слоями , группами , нациями и т.д. Отсюда ясно, что значение личности политика зависит от его способности представлять интересы класса , слоя, нации и т.д., заинтересованных в его деятельности . Классовый подход в конечном счете ограничивает влияние личности политика интересами того класса , который он представляет . Следовательно , субъектность личности политика получает вторичный характер по отношению к субъектности больших общественных групп , прежде всего классов. Каждая из отмеченных выше теорий имеет сильные и слабые стороны. Реальная политическая жизнь в демократических государствах развертывается между этими полюсами .
Мировая политическая практика убедительно доказала , что там ,где пренебрегли такими общечеловеческими принципами , как свобода личности , приоритет прав человека над правами государства , парламентская демократия , разделение властей , уважение частной собственности и т.д. , политическое устройство государства получило такие негативные явления, как чрезмерный рост аппарата власти , бюрократизация , идеологизация и политизация общества , установление тотального партийно-государственного контроля над обществом и личностью . Именно такое тоталитарное общество было создано в большинстве социалистических стран , в том числе и в СССР , где личность полностью подчинялась государству , где была утрачена индивидуальная свобода , попраны права человека .
Превращение человека в подлинного субъекта политики и общественной жизни в целом возможно только при условии реализации основных его прав и свобод . Их понимание сейчас восходит к идеям естественного права , которые возникли еще в древности .
Особенно значителен вклад Аристотеля в становление концепции естественных прав человека . Он выступал убежденным защитником прав индивида , частной собственности и семьи. Каждой форме государства , отмечал он , соответствует свое определение понятия гражданина, свои основания наделения того или иного круга лиц совокупностью гражданских прав . Основную причину возмущений и переворотов в государстве Аристотель видел в отсутствии равенства . Политическое право он делил на естественное / право по природе / и условное / или волеустановленное / , по соглашению или произволу .
В эпоху средневековья господствующим стало понимание прав личности как привилегий , дарованных определенным сословиям то ли богом , то ли монаршей милостью, что , по сути , означало отказ от идеи равенства от рождения естественных прав всех людей . Лишь в ХУII в. начинается либеральное переосмысливание и развитие концепции естественного права . Так, голландский правовед Гуго Гроций в своем труде ‘’О праве войны и мира . Три книги , в которых объясняются естественное право народов , а также принципы публичного права ‘’ заложил основы буржуазной науки о государстве и правах человека . По его мнению , право коренится в стремлении индивида к спокойному и направляемому разумом общению к себе подобными , стремлении, которое внутренне свойственно каждому отдельному человеку . Отличающая индивидов как разумных существ тяга к общению является основанием , источником права . Прародительница человеческого права , по Гроцию ,-‘’ сама природа человека ‘’ и потому все произвольные от естественного права образования должны соответствовать его началам .
Огромное влияние на дальнейшее развитие идеи о правах человека , их гуманизации оказало учение французского просветителя Монтескье о разделении властей на законодательную , исполнительную и судебную . В этом он видел гарантию безопасности граждан от беззакония и злоупотребления властью . Он подчеркивал , что политическая свобода способствует развитию экономики , промышленности и торговли . Монтескье отстаивал идеи свободы слова , печати , совести и др. Гуманизм присущ его рассуждениям о мире как первом естественном законе человека , его призывам отказаться от насилия и порабощения одних народов другими .
Права человека и связанные с ними проблемы демократической организации государственной власти являются основными в политической доктрине американца Томаса Джефферсона . Противопоставляя права личности правам правительства , он высказывает идею о таком ограничении функций государственной власти , которое уменьшило бы опасность возникновения произвола последней по отношению к личности . Серьезной критике подверг он Конституцию США 1787 г. за отсутствие в ней билля о правах человека . По его инициативе были приняты десять дополнений к тексту Конституции , которые вступили в силу в 1791 г., провозгласив многие демократические права и свободы .В современной политической мысли наибольший интерес представляют естественноисторический и юридически-позитивистский подходы . Первый признает права человека как присущие ему от рождения , и государство в таком случае может лишь либо уважать и гарантировать их , либо нарушать и подавлять . Фундаментальные права личности имеют высший ценностный статус , они носят общечеловеческий характер , поэтому не могут зависеть от общественного строя , его классовой структуры. Юридический позитивизм источником и гарантом прав личности считает государство. Права личности не выделяются из общей системы права и не имеют верховенства по отношению к правам государства , поэтому права граждан изменяются в зависимости от проводимой им политики . Марксизм , как известно , стоит именно на таких позициях. Права и свободы личности он подчиняет государственной целесообразности . При этом всемерно выпячиваются классовая детерминация прав человека /право-возведенная в закон воля господствующего класса /. Отсюда вытекает отрицание общечеловеческой природы права . Понимание человека как совокупности всех общественных отношений делало постановку вопроса о правах личности излишней , хотя в конституциях бывших /и настоящих / соцстран были соответствующие статьи о правах , свободах и обязанностях граждан , но они носили явно декларативный характер , не понимались как неотъемлемые , основополагаюшие , первичные нормы жизнедеятельности людей . Сегодня в мировой политической мысли преобладает естественноисторическое понимание прав человека .
В соответствии со сферами реализации права и свободы подразделяются на личные / гражданские /, политические и социально-экономические . Личные права- это естественные , основополагающие , неотъемлемые права человека . Они производны от естественного права на жизнь и свободу , которым от рождения обладает человек , и призваны гарантировать индивидуальную свободу , защищать человека от произвола со стороны государства и других людей . К гражданским правам обычно относят неприкосновенность личности , право на справедливый суд , предполагающий защиту обвиняемого ; неприкосновенность жилища ; тайну переписки и телефонных разговоров ; свободу выбора места жительства и передвижений , в том числе право покидать любое государство , включая свое собственное , и возвращаться в свою страну . Особое место среди гражданских прав занимает право на частную собственность и частное предпринимательство . Это право , как известно , в нашей стране отрицалось почти 74 года. А без этого первейшего , основополагающего права не могло функционировать гражданское общество , отсутствовала индивидуальная свобода . Разумеется , и мировой опыт свидетельствует об этом , права частной собственности должны быть ограничены . Например, в законодательстве Германии , Италии , Франции и других демократических государств установлены допустимые пределы частной собственности , говорится об ее использовании в интересах государства . Но подобные ограничения не означают отрицания фундаментального характера права частной собственности . Парижская хартия для новой Европы еще раз подтвердила это . Для нашей страны практическое осуществление данного права имеет ключевое значение для выхода из кризиса
Вторая группа прав человека - это политические права . Они дают гражданам возможность принимать активное участие в общественной жизни и управлении государством . К ним относятся избирательные права , свобода союзов и ассоциации , демонстраций и собраний , свобода слова , выражения мнений , в том числе свобода печати , радио , телевидения , свобода совести и др. Реальное осуществление политических прав возможно лишь тогда , когда их представление носит преимущественно регистрационный характер , т.е когда их использование нуждается не в предварительном разрешении со стороны властей , а лишь в уведомлении соответствующих органов и в учете их предписаний по обеспечению законности и общественного порядка . В нашей стране длительное время господствовал разрешительный подход к их реализации , который , по существу , сводил на нет политические права и свободы , допускал произвол в их истолковании .
И , наконец , социально - экономические права граждан . Кстати , они сформулированы только в ХХ столетии под влиянием рабочего движения , других политических сил. Они были включены в 1948 г. во Всеобщую декларацию прав человека . Важнейшие из них - право на труд , свободный выбор работы , социальное обеспечение , отдых , образование , достойный жизненный уровень и др.
Социально - экономические права обычно подразделяются на три группы .
|