Конкретно-социологические исследования политической жизни получили активное развитие в американской политической науке . Новый подход в анализе государственного управления наиболее рельефно проявился в работах Артура Бентли, одного из родоначальников теории ‘’ заинтересованных групп ‘’. В основе теории Бентли и его подхода к изучению политического процесса лежит понятие деятельности людей . С точки зрения Бентли , деятельность людей , которая опирается на их интересы , осуществляется не индивидуально , а посредством групп . Поэтому группа рассматривалась им как массовая человеческая деятельность. Интерес группы определяется не программами и заявлениями о ее целях , а фактически наблюдаемой деятельностью и поведением ее членов .Бентли выступал против рассмотрения идей и идеалов в качестве первопричины группового поведения , тем самым он недооценил роль политического сознания и политической культуры в целом . Политические отношения трактовались Бентли как процесс борьбы заинтересованных групп , в ходе которой осуществляется давление на правительство . Конгресс , президент , суды , согласно Бентли , представляют собой лишь ‘’ официальные ‘’ заинтересованные группы . Использование эмпирических и количественных методов в политологическом исследовании , социологический анализ групповой деятельности сникли ученому репутацию одного из основоположников конкретно -социологического подхода к государственному управлению США .
Дальнейшее развитие американской политической науки было ускорено значительным ростом государственного аппарата и исполнительной власти первой мировой войны . Разработка практических рекомендаций для реформаторской деятельности в области государственного управления потребовала новой методологии политических исследований . Американские политологи и государствоведы все чаще стали обращаться к научным дисциплинам ,изучающим реальные социальные структуры и процессы , и прежде всего к социологии и психологии.
В 20-30 -е годы новая методологическая ориентация была связана с работами Чарльза Мерриама . По его инициативе из социальной психологии заимствована концепция Терстоуна , согласно которой изучение человека должно основываться на анализе его установок. Считалось , что такой анализ мог осуществляться путем создания шкалы мнений , полученных в результате опросов . В политических исследованиях зарождается движение , известное под названием ‘’ бихевиоризм ‘’. Мерриам и его последователи провозгласили актуальность изучения человеческого поведения в группах , в институтах власти и в политическом процессе в целом . При этом основным оъектом политико-бихевиористских исследований становится политическая власть .
После второй мировой войны бихевиоризм широко распространяется в политической науке США . Решающую роль в этом сыграла ‘’чикагская школа ‘’ /по названию университета / , где получили образование ведущие политологи 50-60-х годов .Бихевиоризм в политической науке представляет собой методологическую ориентацию , цель которой состоит в анализе всех феноменов государственного управления в терминах наблюдаемого поведения человека . По мнению бихевиористов , в результате изучения фактического поведения можно установить лежащие в его основе намерения и мотивации как отдельных людей , так и целых групп . Основополагающими принципами бихевиористской политологии провозглашаются требования научной нейтральности , опора на данные эмпирических обследований , их строгая систематизация и математическая обработка . Современная бихевиористская методология и теория развиваются на основе социологического анализа по различным направлениям ; поведение избирателей и общественное мнение /Роджер Кей /, политическое лидерство /Генри Ласуэлл / , политическая социализация / Дэвид Истон , Лейни Денис / , политическая культура / Годмен Алмонд , Перел Верба / и др.
В первой половине ХХ в. в связи с развитием государственно-монополистического капитализма возрастает роль государственных структур европейских странах в США . Этот процесс привел к кризису идей классического либерализма и вызвал появление доктрины ‘’ государственного регулирования ‘’ . Cторонники активного государственного вмешательства в экономику /Джон Кейнс и др./ полагали , что ограниченные свободы в рамках системы централизованного планирования есть жертва , необходимая для достижения более важной цели-обеспечения достойной жизни основной массы населения. Создание смешанной экономики, активная регулирующая роль государства и политика социальных услуг рассматривались в качестве пути в ‘’ государству всеобшего благоденствия ‘’, в котором сторонники данной концепции видели альтернативу не только домонополитическому капитализму , но и социализму .
В защиту принципов и идей либерализма в 40-е голы ХХ в. выступил австрийский экономист и политолог Фридрих Хайек . В своих работах он исследовал предпосылки и следствия двух альтернативных способов организации социальной жизни-либерализма и тоталитаризма /причем последний он отождествлял с социолизмом /. Под тоталитаризмом он понимал неизбежные практические результаты осуществления коллективистских проектов. Его истоком служит организация жизни общества по единому плану . Практическое его осуществление , согласно Хейеку , начинается с замены спонтанного рыночного порядка плановым руководством , вслед за этим рушатся ценности и опоры свободного общества -демократия , правозаконность , личная независимость , свободомыслие и т.д. , твердые юридические правила сменяются предписаниями и инструкциями , верховенство права заменяется верховенством политической власти , а ограниченная форма правления -неограниченной. Процесс поглощения общества государством завершается установлением тоталитарного строя . В концепции Хайека выделяется два принципиальных положения . Первое состоит в том , что фундаментом всех прав и свобод личности оказывается свобода экономическая, с уничтожением которой рушится строение либерального общества . Второе заключается в том , что утвеждение тоталитаризма есть неизбежный результат переноса на современное общество принципов , по которым живут автономные организации типа фабрики и армии. Философия свободы Хайека , восстанавливающая ценности классического либерализма , получает все большее утверждение , особенно в связи с кризисом в 70-е годы кейнсианскоц модели государственного регулирования и крушением доктрины ‘’ реального социализма ‘’.
В последние десятилетия мировое распространение получили технократические теории. Заметной вехой в истории технократических доктрин явилась концепция Джозефа Барнхема . С его точки зрения , в результате бурных технологических процессов произошла ‘’ революция ‘’ в политической власти и государственном управлении , что связано с образованием класса менеджеров . Огосударствленная экономика является основой их политического господства . Барнхем утверждает , что государство все более превращается в собственность менеджеров . Благодаря своему положению ‘’ контролеров’’ общества они становятся привилегированным классом , способным с самовоспроизводству. В будущем, полагает Барнхем , на планете установится единое технократическое государство во главе с моментом директоров-технократов.
Технократические идеи все более перерастают рамки специальной доктрины и вплавляются в другие ведущие теории /конвергенции, элитизма, плюралистической демократии и др./.
Раздел 2. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА
Сущность и структура политической системы
Политические отношения за тысячелетия своего существования оформились в довольно сложную систему различных институтов , имеющих определенную иерархию , формы , нормы , порядок взаимодействия . Долгое время в условия неразвитой политической жизни рабовладельческого и феодального общества деятельность политической системы , по существу , ограничивалась функционированием государственных институтов . Правда , наряду с ними существовали другие объединения , игравшие значительную , а временами и ведущую политическую роль. Такова была, например , роль жрецов в некоторых рабовладельческих государствах Востока . В средневековой Европе мощной политической силой выступала церковь. В Афинах существовали политические группировки , которые Аристотель называл партиями /партии горы , равнины и прибрежной части города /. Следовательно , на этом этапе исторического развития политическая система имела неразвитый характер.
|