Большинство элитаристов ныне рассматривают элиту как группу лиц, стоящих у власти, безотносительно к их моральным качествам. Элитаристы исходят из того, что политическая власть в любом обществе осуществляется правящей элитой, которая и является «движущей силой» исторического процесса, решает ключевые задачи, массы же политически «пассивны». Они утверждают, во-первых, что элита неизбежна в любом обществе, что выделение элиты – имманентный элемент цивилизации; во-вторых, буржуазная элита наиболее предпочтительна, ибо она открыта для самых способных выходцев из «низших классов», компетентна, чутка к настроениям масс, которые будут голосовать на очередных выборах; в-третьих, что, поскольку общество без элиты «невозможно», поскольку любое общество является «стратифицированным» и в нем есть привилегированные и непривилегированные, любая революция бессмысленна и бесперспективна, ибо в результате ее на смену одной элите приходит другая, а массы, которые эта новая элита использовала как инструмент революционных преобразований, по-прежнему остаются угнетенными и эксплуатируемыми; в-четвертых, раз общество без эксплуатации, без социального неравенства невозможно в принципе, то реальный социализм – это отнюдь не социализм, а общество, лишь изменившее состав и структуру своей элиты.
В 60-80-е годы элитаризм вырос в социологию элиты – элитологию, которая, прежде всего, выявляет субъект социального действия, раскрывает процесс социально-политического управления в обществе, описывает тот социальный слой, который непосредственно осуществляет это управление.
Однако истоки элитарных взглядов уходят в глубь веков. Более двух тысячелетий назад римский сенатор Агриппа говорил, что большая часть человечества играет роль «тяглового скота» и не может обойтись без «погонщиков» - без аристократии. В античной философии элитарное мировоззрение было наиболее полно сформулировано Платоном. В его «идеальном государстве» властвуют немногие – действительно способные управлять им в силу природных задатков и многолетней тренировки.
С тем, как рассматривалась проблема отношения правителей и подданных в средние века (Иоанн Солсберийский, Фома Аквинский), в период становления буржуазных отношений (Никколо Макиавелли), в XVIII в. (великие французские материалисты, Фридрих Ницше, взгляды которого оказали особо сильное влияние на формирование современных элитарных теорий), на рубеже XIX – XX вв. (Вильфредо Парето, Гаэтано Моска), в первой третиXX в. (Роберт Михельс, Осваальд Шпенглер, Жорж Сорель, Зигмунд Фрейд, Хосе Ортега-и-Гасет) и до 80-х годов нашего столетия (Джеймс Бернхэм, Гарольд Лассуэлл, Даниел Белл, Жан Поль Сартр, Роже Гароди, Эрнст Фишер и др.), можно познакомится в книге Г. К. Ашина «Современные теории элиты: Критический очерк» (М., 1985). Элитисты постоянно обращаются к проблеме соотношения элиты и класса.
III. Механизмы функционирования политической системы.
1.Избирательные системы.
Избирательная кампания – один из ключевых моментов функционирования политической системы, важный показатель демократии. С ней связаны ее формы и характер, реализация некоторых прав личности. Избирательную систему характеризуют следующие признаки:
Возможность свободно выбирать между кандидатами, имеющими разные позиции по различным проблемам.
Механизм выдвижения кандидатов на государственные посты, в парламент. Традиционно значительную роль в этом играют партии. В современных условиях без поддержки партии предвыборную компанию выиграть практически невозможно. Но теоретически во многих странах сохраняется право на «внепартийное движение» и самодвижение. В Великобритании, Франции, Японии, Канаде существуют система петиций. Например, в Великобритании почти любой гражданин может бороться за избрание в палату общину Для этого он должен получить номинальную петицию, в которой записаны его имя, адрес, профессия и название избирательного округа, собрать подписи десяти законно зарегистрированных избирателей из этого округа и внести 150 фунтов, которые ему вернут, если на выборах он наберет не менее 1/8 части голосов.
Основополагающие принципы, на основе которых проводятся выборы: а) всеобщность избирательных прав для взрослых (возрастной ценз в разных странах разный), но реально везде есть ограничения всеобщности: лишаются права голоса осуждённые, душевно больные, в некоторых странах существует ценз оседлости (право голосовать можно получить, только прожив на одном месте определённое время) и др.; б) равный вес голосов (1 человек – 1 голос); в) свободный выбор без страха возможных репрессий (в странах со сложным внутриполитическим положением функцию контроля за соблюдением права иногда осуществляют комиссии ООН); г) местный подсчёт голосов (фальсификация при подсчёте голосов на президентских выборах 1986 г. на Филиппинах привела к смещению президента Маркоса); д) прямые выборы исключают промежуточные инстанции, стоящие между избирателями и кандидатами (таковыми у нас были комиссии, решавшие, кого оставлять в списке кандидатов). В Швейцарии, Бразилии, США непрямыми являются выборы президента. Там сначала избирают выборщиков, а те – главу правительства. Во Франции, Германии, Голландии так же выбирают членов верхней палаты парламента. В США довольно сильны настроения отказаться от такой системы. Она сложилась в XVIII в, в силу того что масса населения была неграмотна и надо было подстраховаться; выборщики как более авторитетные редко более грамотные давали основание надеяться на избрание действительно достойного президента. Теперь это анархизм.
Способ подсчёта голосов. Простейшая система – при одномандатных округах: 1 округ – член парламента. Кандидат, набравший большинство голосов, побеждает. В странах с одномандатными округами чаще бывает двухпартийная система (у третьей, четвертой и т. д. Партий шансов на победу очень мало) или система постоянных коалиций.
Система пропорционального представительства базируется на одномандатных округах, посылающих в парламент нескольких представителей. Если такому округу дано право на 10 мест в парламенте, то каждая партия предлагает избирателям список из 10 кандидатов. Каждый избиратель выбирает один такой список, и партия получает места пропорционально полученным голосам. Если партия получила 60% голосов в десятимандатном округе, то она пошлет в парламент шесть первых по списку кандидатов. Партия, получившая 20% голосов. Пошлет в парламент кандидатов, чьи имена состоят в ее партийном списке под номером первым и вторым.
|