Итогом идейных исканий эпохи революции в Англии в ХУII в. явилась политическая теория Джона Локка . В своих политических трактатах он стремился опровергнуть идею о всесилии королевской власти. Единственный законный источник политической власти он обнаруживал в общественном договоре , то есть в соглашении народа на создание политического сообщества . Государственная власть , по Локку , имеет четко определенные обязанности и не может покушаться на неотчуждаемые права граждан /право собственности , свободу мнений и веры /. Локк предусматривал особый конституционный механизм , мешающий государству выходить за рамки полномочий . Его важнейшие компоненты - принцип разделения властей и законность . Чтобы не допустить концентрации власти в одних руках , Локк предлагал разъединить законодательную и исполнительную власти и четко регламентировать деятельность государственных органов .Сформулированные им политические принципы стали впоследствии основой буржуазной государственности.
Идеи о ‘ ’естественном праве ‘’ и ‘’ общественном договоре ‘’ , были наиболее полно использованы французскими мыслителями , которые идеологически подготовили французскую революцию 1789-1794 г.г. Ранее буржуазная идеология активно занималась теорией политического механизма , которым следовало заменить абсолютную монархию. Идеал такого механизма воплотился в учении о разделении властей , получившем наиболее законченную форму у Шарля Луи Монтескье. Цель этой теории - гарантировать безопасность граждан от произвола и злоупотребления власти , обеспечить их политическую свободу , сделать право подлинным регулятором отношений между гражданами и правительством . Разделение властей , согласно Монтескье , вытекает из разделения труда в процессе осуществления власти .Речь , по -существу , шла о разделении компетенции в государственном аппарате . Законодательная власть является выражением общей воли . Ее главное назначение состоит в формулировании законов , обязательных для всех граждан . Исполнительная власть в проекте Монтескье выступает как орган общей воли государства . Ее функция -исполнять законы, созданные собранием представителей .Судебная власть карает преступления и разрешает столкновения частных лиц . Монтескье предлагал передать ее представителям народа . В его позиции содержалась вера в возможность установления новых прогрессивных общественных отношений .
В учении Жана Жака Руссо получила наибольшую завершенность идея общественного договора. В отличие от Гроция и Локка , Руссо полагал , что в естественном состоянии существовали свобода и равенство людей . Возникновение общественного неравенства он связывал с появлением частной собственности и государства . Основу всякой законной власти Руссо обнаруживал в соглашении людей выраженном в общественном договоре суть которого сводится к тому , что каждый человек отдает свою личность под высшее руководство общей воли и тем самым становится ее участником . Таким образом , властью обладают все участники соглашения , называющиеся в целом сувереном . Законодательной властью , согласно Руссо , обладает только народ , которому принадлежит решение вопроса о форме правительства. Согласно концепции народного суверенитета Руссо все члены общества должны участвовать в управлении государством . С чисто просветительских позиций он отстаивал идею равенства и свободы , декларируя при этом необходимость равномерного распределения частной собственности .
Политические теории Х I Х - ХХ в.в.
В конце ХУIII - первой половине ХIХ в. происходит утверждение и развитие капиталистической цивилизации с ее устоями - частной собственностью , свободной конкуренцией и частной инициативой . В соответствии с этим началось создание новой политической и правовой системы . Ведущим направлением политической мысли данного периода является либерализм / от латинского liberalis - ‘’ свободный ‘’ /
Либералы /Бенжамен Констан , Иеремия Бентам и др. / обосновывали различные права и свободы граждан , прежде всего неприкосновенность личности , свободу частной собственности и промышленной конкуренции , а также отстаивали идею невмешательства государства в экономику . Политическая свобода , по мнению Констана , служит лишь средством для обеспечения гражданской свободы . Власть , нарушающая гражданскую свободу ,превращается в тиранию . Отсюда следовал вывод о том , что политическая власть не должна быть абсолютной . Границей нее служат права индивида и система разделения и равновесия властей . Важным моментом в теории либерализма являлось выделение гражданского общества и государства как самостоятельных сфер жизни .
Развитие политической мысли первой половины ХIХ в. сопровождалось не только смещением ее идеологической направленности , но и преобразованиями в познавательно-методологическом плане . Возникает позитивизм , у истоков которого стоял Огюст Конт. Это течение способствовало развитию эмпирических исследований политики. Задачей позитивной социологии Конт считал систематизацию социальной жизни и теоретическое обоснование нового социально-политического устройства - социократия, главную цель которой он видел в установлении прочного порядка и обеспечении прогресса , то есть в эволюционном развитии буржуазной системы . В контовской социократии сохраняются классы капиталистов и рабочих , царит строгая иерархия и торжествует солидарность классов .Политическая власть , должна принадлежать банкирам , а духовная -ученым . Рабочим в социократии отведено место простых исполнителей . По существу , контовская ‘’ политическая ассоциация ‘’ сливается с обществом и поглащает его. Свобода личности приносится в жертву политической власти . Антилиберальный проект Конта в дальнейшем не получил развития . Однако его идеи и позитивном подходе к исследованию политических явлений оказали значительное влияние на развитие политической социологии .
В 40-е г.г. ХIХ в. зарождается марксизм , который становится впоследствии одной из самых влиятельных идеологий . Карл Маркс в своей политической доктрине выдвигал идею об определяющем влиянии способа производства на государство и политику , абсолютизировал классовую природу политических отношений . Государство рассматривалось как продукт отчуждения труда , как результат господства частной собственности . Марксизму был свойствен деструктивный взгляд на проблемы политической власти и бюрократии . В его основе лежало представление о временности бюрократии , подлежащей немедленному устранению после завоевания пролетариатом политической власти в ходе социалистической революции . На смену буржуазной демократии , согласно марксизму , должна прийти демократия пролетарская , означающая тотальное участие народа в управлении государством . Полное народовластие и развитие самоуправления должно было привести к постепенному отмиранию государства и политики .
Бурное общественное развитие и обострение политических проблем в ХХ в. привели к расширению исследований ученых-обществоведов . В зависимости от ориентации на те или иные силы , интересы и тенденции политического развития сложились такие направления политической мысли , как неолиберализм , неоконсерватизм , реформизм и др. Разнородность свойственна политическим теориям не только в идеологическом , но и в философско-методологическом плане. Н рубеже ХIХ-ХХ в.в происходит становление самостоятельной политической науки , отделившейся от правоведения .
Одним из наиболее значительных представителей политической социологии начала ХХ в. являлся Макс Вебер . В его социологическом учении важное занимала проблема бюрократии , тесно связанная с вопросом политической власти . Бюрократия рассматривалась им как ‘’ инструмент власти ‘’ , который обеспечивает упорядоченное существование общества . Исследуя феномен бюрократии , Вебер пришел к заключению о всеобщем характере этого явления . Бюрократизация развивалась в различных обществах и укоренялась в сфере не только политики , но и экономики и других областях социальной жизни . Считая необходимым существование профессионального чиновничества , Вебер в тоже время отмечал опасность тотальной бюрократизации общества . Он предлагал создать механизм контроля над бюрократическим аппаратом . ‘’Противовесы ‘’ бюрократизации он усматривал , с одной стороны , в демократии , а с другой - в харизме политических лидеров , обладавших необыденным личным даром , выдающейся силой духа . Основные методологические идеи Вебера в области исследования политической власти во многом определяют направленность современной политической социологии.
Видное место в политической науке современности занимает элитистская теория. Одним из ее основателей был итальянский экономист и социолог Вильфредо Парето , которому принадлежит термин ‘’ элита ‘’ . Парето пытался выявить характерные черты господствующих в обществе групп и стремился определить процесс , при помощи которого происходит изменения в классовой структуре . Политическую жизнь он рассматривал как борьбу и смену элит . Парето разработал критерии принадлежности к элите , предложив систему баллов . Группа, получившая наивысшие оценки , определялась им в качестве избранного класса , или элиты . Общество в целом , согласно Парето , состоит из элиты /правящей и неправящей / и низшего , неизбранного класса . Возникновение и существование правящей элиты он объяснил главным образом психологическими свойствами людей . Парето подчеркивал мысль о неустойчивости правящей элиты , постоянной борьбе входящих в нее групп , о процессе непрерывного изменения господствующего класса . В работах Парето были поставлены важные проблемы структуры политической власти и группового характера ее реализации .
Вариантом элитистской теории являлась концепция ‘’ олихаргии’’ разработанная Робертом Михельсом . Главная цель этой концепции состояла в доказывании невозможности осуществления принципов демократии в политической жизни . По мнению Михельса , ‘’ господствующий класс ‘’ сталкивается с необходимостью организации масс для участия в политическом процессе .Наибольшей эффективности добиваются те политические организации , которые способны обеспечить поддержку своих целей со стороны организованных масс . Однако сам ‘’ принцип организации ‘’ приводит к бюрократизации массовых политических структур. По мере их развития демократия приходит в упадок, превращаясь в олигархию . Согласно концепции Михельса , это происходит в процессе взаимодействия трех факторов ; технических свойств политической организации , психических свойств организованных масс и психических характеристик политических лидеров . Весь комплекс тенденденций ,ведущих к возникновению олигархической структуры власти , Михельс назвал ‘’ железным законом олигархии ‘’.
|