Становление целостной политической системы , ее усложнение произошли в условиях капиталистического строя вместе с ростом дифференциации общества, противоречий между социальными группами . Для того чтобы различные социальные интересы могли получить реальное выражение , граждане создали свои организации , в первую очередь партии . Возникли также профессиональные и крестьянские союзы , ассоциации , объединения промышленников. Еще позже появились широкие межклассовые объединения- национальные и народные фронты , движения и т. п. Существуют и такие организации , как молодежные , женские , ветеранов , пытающиеся защитить интересы этаких категорий граждан . Иногда они примыкают к каким -либо партиям , иногда действуют самостоятельно . Но в любом случае главной задачей негосударственных политических и общественных организаций является овладение государственной властью или оказание влияния на государственные институты , на управленческие структуры в интересах тех социальных групп , которые они представляют на политической арене . Разумеется , при этом возникают и реализуются интересы собственно партий и объединений / более выгодные условия существования / , их руководящих органов и лидеров .
Итак , политическая система -это сложный комплекс государственных институтов , политических партий , общественных организаций и движений , норм, функций , ролей , в рамках которого происходит политическая жизнь общества и осуществляется государственная и общественная власть .
В понимании структурных элементов политической системы различные подходы ;
в качестве ее элементов рассматриваются роли , действия , образцы поведения индивидов и групп; 2. элементами политической системы являются индивиды , группы и организации ; 3 .большинство советских ученых в составе политической системы выделяют следующие подсистемы ; а/ политические организации, б/ политические нормы , в/политические отношения ,г/ политическое сознание .
К основным функциям политической системы относятся ; 1/ определение целей и задач общества ; 2/ мобилизация ресурсов для достижения поставленных целей ; 3/ интеграция всех элементов общества ;4/ распределение ценностей внутри политической системы ; 5/ сохранение политической системы и адаптация ее к новым социальным требованиям .
Одной из важнейших характеристик политической системы выступает политический режим . В политический словарь он вошел сравнительно недавно и характеризует политическую систему преимущественно с функциональной стороны , т.е. с точки зрения того , как действует эта система . Далеко не всегда для того, чтобы понять условия политической жизни в стране , достаточно учитывать только форму правления , наличие или отсутствие каких-то элементов в политической системе , хотя и это существенно .Но еще более важно знать , какими правами пользуются эти элементы , какими методами осуществляют власть управленческие структуры . Весьма показательно в этом отношении сравнить республиканскую Францию с республиканской же Германией и монархической Англией 30-х годов нынешнего века . С формальной стороны больше одинакового /или похожего/ у двух республик , но и с точки зрения рядового гражданина , и с точки зрения аналитика , политическая жизнь нацистской Германии радикально отличалась от куда более схожих Англии и Франции .
Таким образом , политический режим представляет собой функциональную характеристику политической системы . Он показывает , как взаимодействуют между собой различные элементы политической системы ; законодательные и исполнительные органы , правящая партия и оппозиция , государство и общественные объединения . Иначе говоря, политический режим-это методы осуществления политической власти в обществе .
Существует множество классификаций политических режимов , но основными типами являются тоталитарный и демократический . Тоталитарный / от лат. Totalis-‘’ полный’’, ‘’ целый’’/ появился в начале 20-х годов для характеристики режима Муссолини , для которого было характерно стремление правящих сил к всеобъемлющему контролю над жизнью общества и каждого человека в отдельности . Существование тоталитарного режима обеспечивается тотальной идеологией , претендующей как на охват всех проблем жизни , так и на всеобщность мировозрения всех членов общества . В политической сфере тоталитаризму соответствует монополизация власти одной партией , которая , в свою очередь , подчиняется одному лидеру . Сохранение такой системы невозможно без насилия , террора .
Демократический режим основывается на принципах демократии , правового государства ; легитимности /законности/, политического плюрализма , терпимости, в том числе терпимости большинства к мнению меньшинства , и т. п.
Определенной спецификой обладает авторитарный режим . Он возникает , как правила , там , где происходит слом старых социально-экономических институтов и переход к новым , индустриальным . Чаще всего он опирается на армию , так как отставшие в своем развитии общество не готово преодолеть длительный политический кризис демократическими , правовыми средствами . Хотя в результате власть концентрируется в руках одного политического лидера или органа , от тоталитарного этот режим отличается тем , что допускается в определенных пределах некоторые формы демократии ; выборы, легальная оппозиция , парламентская борьба и т.д.
Некоторые политики выделяют как особый тип либеральный режим . Он присущ странам развитой рыночной экономики , где процесс демократизации протекает недостаточно интенсивно, государство более отчетливо выражает интересы крупного капитала и над левыми силами осуществляется достаточно жесткий контроль /как и над политическими силами , выражающими интересы национальных меньшинств/.
Основными критериями, признаками классификации политических режимов являются ;а/ наличие партий разной политической ориентации; б/ наличие правительственной оппозиции ; в/ реальность политических свобод и свободных выборов .
|