Политология
ПОЛИТОЛОГИЯ. Общий курс
Содержание


Цитата с сайта
...«ПОЛИТОЛОГИЯ. Общий курс Раздел 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ НАУКИ О ПОЛИТИКЕ 1 .ПРЕДМЕТ И ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ПОЛИТОЛОГИИ История политической мысли насч»...
подробнее

Антон Чехов говорил:

Наука - самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека, она всегда была и будет высшим проявлением любви, только ею одною человек победит природу и себя.



- это система идей, отражающая интересы классов, социальных слоев и тому подобных собственно в сфере политики (отношение к власти, к государству и так далее). Система политических идей может выступать в различных формах: 1) политическая доктрина или учение, 2) программа политической партии или непартийного общественно-политического объединения, 3) политические декларации, заявления и так далее.

Говоря о политической идеологии необходимо сказать об отношении идеологии и науки. Во-первых, идеология и наука (в том числе и наука о политике) не совпадают друг с другом в полной мере. Во-вторых существенно, чтобы наука и идеология стремились к определенному единству, когда, с одной стороны, идеология впитывает вырабатываемые наукой знания, а с другой, наука, в поисках знаний, принимает во внимание формулируемые идеологией социальные интересы, запросы и так далее.

В политическом сознании, как и в сознании в целом, выделяются два основных уровня: 1) обыденное сознание, 2) теоретическое сознание. Уровни сознания характеризуют различную степень полноты отражения человеком политического бытия.

Обыденное сознание - это низший, характеризующийся в целом отрывочностью, неполнотой, несистематичностью уровень отражения действительности. Отражение политики на обыденном уровне обнаруживается часто в высказываниях, суждениях и тому подобных "простых людей", для кого занятие политикой не является профессией. В поле зрения обыденного политического оказывается непосредственно воспринимаемая или известная вследствие знакомства с ограниченным объемом информации политическая реальность. В настоящее время в условиях нашей страны это прежде всего отдельные элементы экономической политики (цены, зарплата, приватизация и другое).

Теоретическое сознание - это высший, характеризующийся систематичностью, всесторонностью, постижением существа явлений уровень отражения действительности. В концентрированном виде теоретическое сознание находит свое выражение в науке, научных знаниях. Как известно, знания о политике зародились во времена античности. Уже в нашем столетии сформировалась и бурно развивается наука о политике - политология. Знания о политике добывают, в соответствии с особенностями своего предмета, и другие науки: история, социология, философия и так далее.

Говоря об уровнях политического сознания, необходимо сделать одно уточнение. Было бы неверно отождествлять понятия политическая психология и обыденный уровень политического сознания, политические идеи и теоретический уровень политического сознания. И не только потому,  что каждое понятие характеризует  политическое сознание под различным углом зрения. Политическая психология является существенным компонентом обыденного политического сознания. Но последнее включает и отражение политики в идеальной форме. В свою очередь, хотя для теоретического уровня политического сознания характерно отражение политики в идеальной форме, важно, чтобы идеи выступали в определенной совокупности, системе. Кроме того, теоретическое познание мира политики начинается, как и любое познание, с "живого созерцания". И в наше время разработка политологией проблем тоталитаризма, демократии и тому подобного может быть обусловлена не только сугубо практическими обстоятельствами, но и просто чувством удивления событиями, происходившими в нашей стране на рубеже 80-90-х годов.

Политическое сознание, как и сознание вообще, содержит в себе и адекватное, и неадекватное отражение действительности, истинный и ложный взгляд на мир. При этом граница между истинным и ложным не совпадает с границей между чувственной и идеальной формами отражения, между обыденным и теоретическим уровнями сознания. Политические чувства человека дают ему достаточно верную картину политики. Для обыденного политического сознания характерен здравый смысл, то есть способность людей, основываясь на эмпирическом восприятии, собственном опыте, отрывочных сведениях и тому подобных, верно подходить к оценке тех или иных политических событий, явлений, процессов. В свою очередь, восхождение на теоретический уровень постижения мира политики отнюдь не гарантирует от ложного восприятия политической действительности. В современной науке о политике есть понятия, фиксирующие факт неадекватного отражения человеком политической реальности: политическая утопия, политический миф.

Политическая утопия (от греческого: утопия - место, которого нет), как форма неадекватного отражения политического бытия, характерна взглядами, идеями, концепциями и тому подобным о явлениях, процессах, событиях политики, которые не существовали и, более того, не могут существовать. Классическим примером политической утопии является описание английским мыслителем и государственным деятелем начала ХV1 века Т.Мором в его всемирно известном произведении "Утопия" общества на воображаемом острове Утопия.

Близким понятию "политическая утопия" является понятие "политический миф". Политический миф (от греческого: миф - слово, сказание) - непреднамеренное или искусственно создаваемое представление о политических реальностях, как правило, сложившихся, существовавших в прошлом. К числу наиболее известных политических мифов принадлежат знаменитый платоновский миф об Атлантиде, античный миф о "золотом веке" - времени общественной гармонии, социального благополучия, времени, когда-то существовавшем, но безвозвратно прошедшем.

Политические утопии, политические мифы как формы неадекватного отражения политического бытия человеком - элемент политического сознания не только прошлого, но и новейшего времени. Достаточно вспомнить широко распространяемый в последние годы миф о благоденствующей России начала ХХ века, которая была уничтожена в результате революционных потрясений в октябре 1917 года. Возникновению и существованию политических утопий и мифов способствуют причины гносеологического (недостаток реальных знаний) и социального (как правило, неспособность или нежелание той или иной общественной системы познать мир политики, каков он есть) порядка.

Категория "политическая утопия" имеет, впрочем, еще одно значение; способ выражения политического идеала какой-либо общественной группы. Уже упоминавшаяся "Утопия" Т.Мора является одной из первых попыток выразить социалистический идеал. В ХХ веке достаточно широкое распространение получила политическая антиутопия (одним из наиболее ярких ее образцов является знаменитый роман английского писателя Д.Оруэлла "1984"). Политическая антиутопия - способ выразить политический "антиидеал" той или иной общественной группы, способ предостеречь общество от опасных для него последствий определенных негативных политических явлений. В основе этого способа, так же как и в политической утопии, конструирование некоей условной, реально несуществующей политической ситуации. Так, Д.Оруэлл в своем романе подвергает критике вполне реальное политическое явление - тоталитаризм, описывая не какую-то реально существующую страну, а вымышленное государство - Океанию.

Отражение мира политики социальными общностями осуществляется на трех уровнях: 1) массовое сознание; 2) групповое сознание;

Отзывы посетителей
Спасибо вам за отличное пособие по политологии. Зд...
Автор: Дана
Писала курсовик, в основе вообще всей моей работы ...
Автор: Мика
Однажды на семинаре нам задали вопрос один очень с...
Автор: Сэм
Мне понравилось, как у вас здесь написано про наци...
Про политику международных отношений всегда найти ...
Автор: Денис


Тематические дипломы


Найти на сайте



Часто просматриваемые страницы


Наука России - Наше будущее!