Исходя из поставленных целей, для рассмотрения данной темы можно предложить такой план:
Место и роль церкви в политической системе общества.
Идейно-политические доктрины мировых религий.
Церковь и политический процесс в современной России.
Церковь - особый тип религиозной организации, объединение последователей того или иного религиозного направления на основе общности вероучения и культа. О церкви как организации можно говорить при наличии достаточно разработанной догматики и обрядности, системы иерархии, основанной на централизованном управлении, разделении всех приверженцев церкви на профессиональных служителей культа (духовенство) и рядовых верующих мирян.
Как правило, крупнейшие церковные организации интернациональны, поэтому речь идет не только о политической роли той или иной церкви в отдельном государстве, но и о косвенной политической роли конфессий в жизни групп стран через религиозную идеологию и политическую культуру той или иной церкви.
Институт церкви существует только в христианстве. В исламе, индуизме, буддизме, иудаизме, конфуцианстве, даосизме практически нет четко выраженной корпоративной церковной организации, хотя и существует достаточно жесткая система иерархии духовенства.
Однако не следует недооценивать влияние своеобразной культуры, этики и морали этих религий на политику, образ жизни, социальную психологию и политическое поведение людей ряда стран и регионов. Культура, сложившаяся под влиянием этих религий, способна и сейчас оказывать сопротивление вторжению других религий и иного образа жизни, выполняя роль своего рода идеологического барьера. В некоторых случаях (синтоицизм в Японии) национальная религия послужила своеобразным связующим звеном между национальными традициями и западным образом жизни.
Роль религии в обществе возрастает и тогда, когда ее влияние и сохранение рассматривается как форма выживания и утверждения народа во враждебном окружении - политическом и религиозном. Здесь в качестве примера можно сослаться на религиозную практику в Израиле.
История христианской религии представляет собой пример эволюции и расколов, характеризующих изменение ее политической роли в государстве. Родившись как универсальная религия и став государственной церковью Римской империи, она одновременно с крушением империи и образованием национальных государств претерпела раскол на католичество, ставшее доминирующей церковью Запада, и православие, преобладающее на Востоке. И в обеих своих ветвях она постоянно претендовала на роль государственной церкви - важной составной части политической системы общества.
Однако становление национальных государств и появление новых общественных отношений привели к расколу внутри самой католической церкви - Реформации. Порожденный ею протестантизм в свою очередь разделился на англиканскую, лютеранскую, кальвинистскую и другие церкви, внутри него постоянно возникают и многочисленные секты. Государство как ядро, основа политической системы общества на стадии своего формирования нуждается в поддержке церкви и использовании ее организационного, идеологического и культурного потенциала.
И лишь утвердившиеся национальные государства начинают переходить к религиозному плюрализму, при котором церковь теряет культурную и правовую монополию, различные религии конкурируют между собой, церковь отделяется от государства. В области веры личности предоставляется известная свобода выбора, роль церкви модифицировалась также из-за изменений условий труда и образа жизни населения. Политическая роль церкви приобретает все более косвенный характер общего культурно-идеологического и морально-этического влияния.
|