Политические действия могут быть прямыми, направленными на объект, и опосредованными, основанными на принципе делегирования полномочий через механизм выборов или в какой-либо другой форме.
Политические действия могут существенно различаться по степени активности его участников: от периодического участия (например, в выборах) до активной деятельности в различных политических институтах. В американской политологии выделяют три типа условно называемые «участник», «субъект», «приход».
«Участник» несколько напоминает нашего общественного активиста Ему интересна политика и политика и политическая деятельность, он гордиться существующей политической системой, знает, как решать политические проблемы, уверен в своем гражданском праве участвовать в управлении (пусть и на местном уровне), является какой-либо (или нескольких) общественной организации. Считается, что именно тип – опора демократии.
«Субъект» участвует в политической жизни на уровне пассивного интереса к политике и лишь в ее обязательных формах (чаще всего в голосовании). Не считается что может включится в политическую деятельность или что эта деятельность принесёт какой-то результат.
«Приход» - тип человека, пассивного в политической жизни. Он не ассоциирует себя с гражданином страны, а ощущает себя частичкой мира, общины, прихода (отсюда и термин), чувствует свое бессилие перед властью, политика его не интересует совсем.
В реальном обществе в разных пропорциях и сочетаниях существуют все типы, и ни один из них не может считаться единственно правильным, В частности, было бы ужасно, если бы все общество состояло только из «участников». Страна сплошных политиков – первое условие дестабилизации общества. Преобладание же людей третьего типа с их непротивляемостью власти способствовало бы усилению тоталитарной формы правления.
По направлению действий их разделяют на вертикальные и горизонтальные. К первым относят политические действия сверху, исходящие от системы и ее институтов к обществу, и политические действия снизу, осуществляемые гражданским обществом или его элементами, направленные на политическую систему. Горизонтальными являются действия, осуществляемые на одном иерархическом уровне: от одного из институтов к другим и между отдельными элементами гражданского общества.
Политическое бездействие (иммобильность) может также выступать в разных формах: а) выключенность из политических отношений, вызванная низким уровнем политической культуры; б) политическая выключенность в результате разочарования в политических институтах и безразличия к их деятельности; в) политическая апатия – форма неприятия политической системы, например, после реакционного государственного переворота; г) политический бойкот как выражение активной враждебности к политическим решениям.
Политические решения
Одним из важнейших моментов функционирования политической системы является принятие политических решений. В любой стране, имеющей демократические структуры, каждый гражданин периодически вынужден принимать политические решения. Они являются выражением политического интереса и существуют в двух формах. Первая форма – участие в выборах органов центральной и местной власти и референдумах. При этом решение носит индивидуальный характер и сводится одного из нескольких вариантов решения, предлагаемых политическими институтами (политическими партиями) или отказу делать этот выбор (в США более 40% граждан, имеющих право голоса, не участвуют в выборах президента).
Вторая форма – участие в собраниях жителей района, членов одной из организаций, т.е. любой первичной социально-политической ячейке общества. В этом случае каждый индивид не только выбирает наилучшее, с его точки зрения, решение, но и участвует в его формулировании, обсуждении.
Групповые решения, в отличие от индивидуальных, принимаются властными органами (государственными или руководящими структурами общественных организаций). Эти решения называются организационными, так как представляют собой выбор определенного способа поведения как для себя (например, стратегию партии в очередной предвыборной кампании), так и для подвластных структур, народа (принятие программы, закона, регламентирующего жизнь общества). Групповые решения носят общественный характер и представляют собой целый процесс, имеющий ряд обязательных ступеней или фаз.
|