Исходным пунктом процесса принятия политического решения является сигнал о неудовлетворенных политических потребностях. Это могут быть объективные статистические или аналитические данные о неудовлетворительном развитии экономических процессов, росте преступности, безработице, требующие принятия каких-либо специальных мер, программ или приближение сроков переизбрания властных органов. Если речь идет о новых программах, законах, указах, то их необходимость должна быть обоснована и защищена заинтересованной группой, иначе самый острый сигнал может остаться без последствий или потонуть в дебатах.
Вторая фаза принятия решения – его формулирование, то есть уточнение, оценка, оформление его в указ, закон и т.п., что происходит в форме дискуссии.
Третья фаза – принятие решения, которое в практической деятельности государственных и других властных структур сводится к двум методам: а) компромиссу (нахождению взаимоприемлемого для разных политических группировок решения) и б) голосованию (когда принимается вариант, за который проголосовало большинство).
Четвертая фаза – реализация решения, в процессе которой большое значение приобретает формирование одобряющего общественного мнения. Эта фаза чрезвычайно важна, так как без нее даже принятая на самом верхнем этаже власти программа остается лишь элементом дискуссии, а не решением.
Политическая культура.
Понятие «политическая культура», с помощью которого описываются феномены политического сознания, воздействующего на политическое поведение граждан, а также на деятельность политических институтов, получило широкое распространение в 50-е годы XX века. Пионером в разработке теории политической культуры в мировой науке считают американского ученого Габриэля Алмонда. В его трактовке политическая культура – это особый тип ориентации на политическое действие, отражающий особенности каждой политической системы. Выделяются три уровня эти ориентаций: 1) познавательные – знания о политической системе, ее институтах, нормах и отношениях; 2) эмоциональные – чувства, испытываемые по отношению к политической системе; 3) оценочные – суждения и мнения относительно политических объектов.
На основе этого подхода польский политолог Е.Вятр определил политическую культуру как совокупность позиций, ценностей и образцов поведения, затрагивающих отношения граждан и власти. Политическая культура, таким образом, включает в себя: а) знания о политике, интерес к политическим событиям; б) оценку политических явлений, оценочные мнения о том, как должна осуществляться политическая власть; в) эмоциональную сторону политических позиций, например, любовь к родине, ненависть к врагам; г)признанные в данном обществе образцы поведения, которые определяют, как следует поступать в политической жизни.
Предпринимались попытки определения реально существующих типов политической культуры, выделенных на основе сравнительного анализа этих феноменов, существующих в разных странах. Наиболее масштабными были исследования Г.Алмонда и С.Вербы, проведенные в 60-х годах в США, Мексике, Италии, ФРГ. Путем опроса выявлялась следующая информация: 1) Какими знаниями о своей стране – ее истории, размерах, местеположении, политической системе и ее конституционных характеристиках обладает индивид? Какова свойственная ему эмоциональная оценка этих характеристик? Каковы его обдуманные мнения и суждения о них? 2) Какими знаниями он обладает о политических структурах, ролях, элитах? Каковы его чувства и мнения по отношению к ним? 3) Что он знает о «нижнем потоке» проведения политики в жизнь (на уровне рядовых граждан)? Каковы его чувства и мнения о структурах, индивидах и решениях, относящихся к этому потоку? 4) В какой мере он осознает себя членом политической системы? Что он знает о своих правах, полномочиях, обязанностях и возможностях оказывать влияние на принимаемые решения? Какие нормы участия и поведения он признает и использует при выработке политических суждений?
Результаты исследований обобщены в книге «Культура гражданина, Политические отношения в 5 странах». В этой работе авторы, оценив полученный материал, выделили три чистых типа политической культуры:
«Патриархальной политической культурой» было предложено считать политическую культуру, существующую в обществе, в котором политическая система или не сформировалась, или только формируется, Поэтому для членов этого общества характерно полное отсутствие интереса к политической системе.
«Подданическая политическая культура» отличается сильной ориентацией на политическую систему, результаты ее деятельности, но слабой направленностью на участие ее функционировании. Личность в рамках этой культуры признает авторитет правительства, испытывает по отношению к нему положительные или отрицательные эмоции, оценивает его как законное или незаконное, в тоже время она не стремится к участию в политической жизни.
«Активистская политическая культура » («культура участия») характеризуется ориентацией граждан на активную роль в политической системе.
|