СССР, страны Восточной Европы в дискуссии с Западом акцентировали внимание на приоритете социальных прав человека (право на труд и на адекватный уровень жизни для всех), в то время как западные государства считали и считают основополагающими правами гражданские свободы, свободу информации и передвижения и т.д., которые в комплексе делают их общество открытым.
В данном случае мы имеем дело с двумя различными подходами к тезису о правах человека:
первичность свободы в странах западной демократии,
первичность социального равенства в государствах восточного блока.
Большое различие существовало и в механизмах реализации прав человека. В советском обществе лучшим способом их соблюдения считалось выполнение обязанностей общества и государства по отношению к личности. Запад же гарантией свободы считает ограничение власти государства по отношению к личности. Другое принципиальное расхождение в том, что западные юристы считают личность, субъектом международного права, утверждая, что ее права основываются на международно-правовых нормах. Советские юристы подчеркивают, что индивид не является субъектом международного права, так как международные договоры регулирую отношения только между государствами, а отношения между государством и индивидом регламентируются национальным законодательством.
Различия в трактовке основных прав человека долгие годы были камнем преткновения в отношениях между Западом и Востоком. СССР обвинил США в расизме, высоком уровне безработицы, отсутствие социально – экономических гарантий для трудящихся, западные страны в свою очередь выдвигали обвинения в нарушении фундаментальных прав человека: на свободное передвижение, на информацию, на свободу вероисповедания и т.д.
С конца 60-х годов набирает силу правозащитное движение в различных странах. В США борьбу за гражданские права национальных меньшинств возглавил священник Мартин Лютер Кинг, в СССР – диссиденты А.Д. Сахаров и А.И. Солженицын. В 60-70-е годы заметнее стала деятельность неправительственных правозащитных организаций, которые предавали гласности скрываемую в различных странах информацию о нарушениях прав человека.
Особую известность в 70-80-е годы получило независимое мировое движение Эмнисти Интернешнл (Международная Амнистия), началом которому послужила газетная статья английского адвоката Питера Бененсона. В этой публикации он обратился с призывом к людям во всем мире начать беспристрастную компанию за освобождение узников совести. В первый месяц на этот призыв откликнулись более тысячи человек со всех концов земли, предлагая практическую помощь: сбор информации о нарушениях прав человека, написание писем и обращений в защиту узников совести и т.д.
Деятельность Международной Амнистии основана на принципах всеобщей декларации прав человека. Эта организация имеет официальные контакты с ООН, ЮНЕСКО, ЕЭС, ОАГ и др. в настоящее время она насчитывает около 800 тысяч активных членов, подписчиков и сочувствующих ее деятельности более чем из 150 стран. Среди них – люди самых разных профессий, представители всех слоев общества, отражающие самые разные политические, мировоззренческие взгляды. Вместе с тем Международная Амнистия не является в полном смысле политической организацией. Ее деятельность сосредоточена на следующих направлениях:
она добивается освобождения узников совести, т.е. граждан, задержанных властями за убеждения, цвет кожи, пол, этническое происхождение, язык или религию, при условии, что они не применяли и не поддерживали насилие;
она выступает за справедливый и своевременный суд для всех политических заключенных и помогает тем, кто содержится в заключении без предъявления обвинения или без суда;
она выступает против смертной казни, пыток и иных, жестоких или унижающих человеческое достоинство наказаний.
|