Политология
ПОЛИТОЛОГИЯ. Общий курс
Содержание


Цитата с сайта
...«ПОЛИТОЛОГИЯ. Общий курс Раздел 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ НАУКИ О ПОЛИТИКЕ 1 .ПРЕДМЕТ И ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ПОЛИТОЛОГИИ История политической мысли насч»...
подробнее


Антон Чехов говорил:

Наука - самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека, она всегда была и будет высшим проявлением любви, только ею одною человек победит природу и себя.



Межнациональные  отношения  в Российской Федерации и пути государственного воздействия на них. Русский вопрос.

Нации,  национальные отношения - имманентный  социальному бытию феномен.  В этом отношении он сходен с государством, являющимся реальностью политической жизни общества на протяжении  многих веков. Как нации, так и государства просматриваются в обозримом будущем человечества.

В современном  мире насчитывается нескольким более 200 государств, в то время как в пятимиллиардном населении -  3-4  тысячи различных народов. Если сравнить этнический состав человечества в 1 в. н.э.,  то окажется, что изменения в количественном отношении не столь и значительны - тогда проживало примерно 7 тысяч различных  народов.

Сопоставление этих  данных свидетельствует о многонациональности населения различных стран.  До 90% народов мира проживает в многонациональных государствах.  Из 75  наиболее крупных этносов, каждый из которых насчитывает свыше 10 миллионов человек,  только 21 (русские, американцы США, бразильцы, перуанцы, египетские арабы и другие) более чем на 80%  сосредоточены в своей стране.  Для большинства народов характерна миграционность.

Многонациональность (полиэтичность) стала органичной в большинстве стран.  Выдающийся  русский  философ И.А.Ильин,  говоря о России, отмечал, что она "не случайное нагромождение территорий и племен и не искусственно слаженный "механизм областей", но живой, исторически выросший и культурно оправдавшийся организм,  не подлежащий произвольному расчленению"[2].

И поныне в Российской Федерации проживает (по переписи  1989 г.) свыше  119  млн.русских,  5  млн.татар,  4  млн.украинцев,  1 млн.чувашей, башкир,  белорусов,  мордвы (каждый из 4-х народов), более  800 тыс. чеченцев,  немцев  (каждый) и так далее. Перепись приводит данные по  128  национальностям,  хотя    число  народов больше.

Сравнение таких  явлений  как  государство,  нация позволяет увидеть внешнее сходство их некоторых  признаков.  По  содержанию эти признаки  могут  совпадать,  а в большей мере - не совпадать. Это порождает как неразрывность государства и наций, так и противоречивость их, приобретающую в зависимости от политики, проводимой государством, нередко конфликтность.

Среди подходов к государству в современной политологии удачным можно назвать определение его как преобладание  способа политической интеграции общества на строго географической территории, подчиненной определенному виду политического господства. Подчеркивание роли государства как  инструмента  политической  интеграции предполагает объединение народов, проживающих на данной территории, выделение  общенациональных интересов на первое  место.  Не  менее важно  акцентирование внимания на "географической территории", поскольку  она  может либо совпадать с этнической территорией,  либо складываться из территорий проживания различных народов.

Понятие "нация",  "народ", "этнос" употребляется для обозначения исторически сложившейся на конкретной территории устойчивой межпоколенной общности людей,  характеризующейся общими,  относительно стабильными особенностями культуры (включая язык) и психики, а также самосознанием (осознанием своего единства  и  отличия от подобных общностей).  В последнее время в науке в таком значении чаще употребляется понятие "этнос" (от древнегреческого - народ, племя),  либо "этническая общность". В зависимости от уровня развития этноса употребляются понятия "племя", "народность", "нация". Что касается последнего, то в современной литературе разделяются понятия "этническая нация",  "нация-государство".  На этой новации мы остановимся позднее.

Сложная структура этноса, как видно из сказанного выше, заставляет проецировать ее на государство, на политику, направленную на развитие этноса.  И здесь невозможно оторвать государство, его функционирование от языка, от культуры, психики, самосознания.

В Западной Европе и Северной Америке ХVШ-Х1Х вв. утвердилась идея народного  суверенитета  - верховенства народа как источника государственной власти.  Она нашла отражение во всех политических актах (США,  Франция),  провозглашавших государственную независимость народа.  Указание на то, что народ и только народ  является единственным источником власти, имеется во всех декларациях о государственном суверенитете республик,  входивших в состав СССР  и принятых в течение 1991-1992 гг.  Это положение нашло отражение в Конституции Российской Федерации,  принятой в декабре 1993 г.  на Всероссийском  референдуме. Народ осуществляет свою государственную власть непосредственно и через представительные органы на основе  Конституции РФ. Право народов на внутреннее и внешнее самоопределение  записано  в  документах  ООН.  Национальная общность имеет возможность определять свой  статус,  то есть решать, будет ли она  формировать  автономное  государство или же войдет в состав какого-либо государства.

В характеристике нации, имеющей прямое отношение к государственному самоопределению (право нации на самоопределение)  огромное значение  имеет национальное самосознание.  На нынешнем этапе развития России,  да и  других  государств  посткоммунистического строя национальное самосознание выполняет функцию духовного обеспечения национального самоопределения,  превращению нации в субъект политического действия.  Национальное самосознание включает в себя не только самоидентификацию (отнесение себя к той  или  иной национальности), но  и  национальные стереотипы,  представления о культуре, истории,  территории,  языке,  государстве,  социальные эмоции и  настроения.  Проведенные в 1992 году Центром социологии межнациональных отношений Института социально-политических исследований Российской Академии Наук в ряде регионов Российской Федерации  опросы показали,  что от 11 до 23%  русских  рассматривали Россию в территориальном отношении как всю территорию бывшего Союза ССР,  от 52 до 57%  - как территорию Российской  Федерации  и лишь 8-19%  как  территорию  РФ  за исключением бывших автономных республик. Это свидетельствует о развитости интегративного сознания у русских.

Отзывы посетителей
Да, хороший учебник, мне в свое время очень помог,...
Автор: Лена
мне очень понравилась єта книга...
Автор: катя
Писала курсовик, в основе вообще всей моей работы ...
Автор: Мика
Спасибо вам за отличное пособие по политологии. Зд...
Автор: Дана
Однажды на семинаре нам задали вопрос один очень с...
Автор: Сэм


Тематические дипломы


Найти на сайте



Часто просматриваемые страницы


Наука России - Наше будущее!