Политология
ПОЛИТОЛОГИЯ. Общий курс
Содержание


Цитата с сайта
...«ПОЛИТОЛОГИЯ. Общий курс Раздел 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ НАУКИ О ПОЛИТИКЕ 1 .ПРЕДМЕТ И ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ПОЛИТОЛОГИИ История политической мысли насч»...
подробнее

Антон Чехов говорил:

Наука - самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека, она всегда была и будет высшим проявлением любви, только ею одною человек победит природу и себя.



О потребности нации в государстве писал М.Вебер. Он рассматривал нацию как естественное место сохранения и развития специфических культурных ценностей,  таких как физический  тип,  обычаи, общая религия, язык, традиции, для конструирования которых недостаточно одного чувства национальной  общности.  Для  этого  также требуются политические,  зачастую  и военные действия.  В связи с этим М.Вебер определяет нацию как общность,  стремящуюся к созданию собственного  государства,  так как лишь оно способно обеспечить и сохранить уникальные ценности культуры народа.

Вопросы суверенитета  государственного и суверенитета национального стали одной из актуальных политических проблем в  многонациональных странах.  Отождествление этих понятий приводит к выводу: сколько в мире наций, столько  должно  быть  государств.  В реальности одни нации могут реализовать свой суверенитет в рамках национально-государственного образования, другие - в республиках, третьи - в культурно-национальной автономии. Это порождает немало проблем в реальной жизни, поскольку сложившийся взгляд на то, что лишь государство  может  решить национальные проблемы,  подвигает народы к тому, чтобы добиваться своей государственности.

Последнее время  как в зарубежной,  так и российской научной литературе дебатируется вопрос о том,  является ли нация лишь этническим образованием,  претендующим на собственную государственность, единственным фактором легитимизации  государственности.  В мировом опыте  преобладает  определение  нации как согражданства, социального общества граждан, составляющих государство. Государства-нации образуют  мировое  сообщество  государств,  в том числе ООН. В этом контексте в мировом политическом языке  существуют  и используются понятия  "государства-нации",  "национальные интересы", "национальная армия, безопасность" и так далее. Так, в Испании самоопределились  в  испанскую  нацию несколько народов (кастильцы, каталонцы,  баски и другие).  Консолидация в единый народ часто происходила после образования государства. Лидеры объединения Италии в середине Х1Х в. говорили: "Мы сделали Италию, сейчас будем делать итальянцев".

Не следует абсолютизировать какой-либо путь:  вначале нация, потом государство,  или:  вначале государство - потом нация.  При всех условиях этничность выступает важным  фактором  коллективной мобилизации для государственного строительства, политических процессов.

Рассмотрев взаимосвязь нации и  государства,  перейдем  к раскрытию сущности  национальной  политики,  а также национальных конфликтов, методов их смягчения и разрешения.

Воздействие государства на этносы, равно как влияние этносов на государство осуществляется через политику.  Любое  направление политики так или иначе оказывает воздействие на развитие народов, межнациональные отношения. В многонациональном государстве разрабатывается специальная - национальная политика.

Известно, сколь много определений политики сложилось в политической науке. М.Вебер связывал ее со стремлением обладать долей власти или влиянием на раздел власти, "независимо от того, присуще ли  это  стремление  различным государствам или разным группам людей в одном государстве". А.Бергштрэссер понимает под политикой "высшее проявление  искусства  осуществлять...руководство человеческими группами". М.Хеттих определяет ее как "основанное на господстве всеобъемлющее  регулирование  и формирование общественной жизни"[3]. В марксистской теории политика  трактуется  многогранно: от концентрированного выражения экономики, до участия масс в деятельности государства, определении его форм и так далее.

При всем  разнообразии подходов,  отражающих различные грани политики, выделяется ее направленность на интеграцию общества, на управление им.  Притом  политика сочетает в себе как планирование развития общества, так и реакцию на складывающуюся в нем ситуацию.

Национальную политику можно определить как всеобъемлющее регулирование, формирование и развитие этнических общностей,  взаимоотношений между ними с использованием закона, силы, убеждения.

Национальная политика является также реакцией  на  поведение этнических общностей в многонациональном государстве, на межнациональные конфликты.

На  Западе  большое  влияние  получили  концепции,  Смита  и Геллнера предложившие  классификацию основных стратегий поведения этносов. В нее входят:  1) изоляция - характерная черта поведения этнических меньшинств в прежние времена:  2) приспособление - основной способ участия наций в социальной и политической жизни общества и государства; 3) коммунализм - способ повседневного контроля над общим состоянием дел со стороны представителей общности, составляющей ведущую социальную силу;  4) автономия - обособление контроля и  самоуправления общности в реализации своих интересов.

Автономия подразделяется на культурную  автономию  (контроль  над образованием, прессой,  сохранение культурных традиций) и политическую автономию (самоуправление во всех областях социальной, политической и экономической жизни кроме внешней политики и  обороны); 5) сепаратизм - стремление к созданию независимого государства в качестве основы для самоопределения;  6) ирредентизм - настойчивое побуждение к объединению по национальному признаку, присущее представителям рассеянных и разделенных народов.

Отзывы посетителей
А я бы очень хотела поблагодарить создателя данной...
Я писала реферат по политологии о партиях и их вли...
Автор: Джесс
Однажды на семинаре нам задали вопрос один очень с...
Автор: Сэм
Прочитала тут у вас главу про современное избирате...
Автор: Татьяна
Писала курсовик, в основе вообще всей моей работы ...
Автор: Мика


Тематические дипломы


Найти на сайте



Часто просматриваемые страницы


Наука России - Наше будущее!