О потребности нации в государстве писал М.Вебер. Он рассматривал нацию как естественное место сохранения и развития специфических культурных ценностей, таких как физический тип, обычаи, общая религия, язык, традиции, для конструирования которых недостаточно одного чувства национальной общности. Для этого также требуются политические, зачастую и военные действия. В связи с этим М.Вебер определяет нацию как общность, стремящуюся к созданию собственного государства, так как лишь оно способно обеспечить и сохранить уникальные ценности культуры народа.
Вопросы суверенитета государственного и суверенитета национального стали одной из актуальных политических проблем в многонациональных странах. Отождествление этих понятий приводит к выводу: сколько в мире наций, столько должно быть государств. В реальности одни нации могут реализовать свой суверенитет в рамках национально-государственного образования, другие - в республиках, третьи - в культурно-национальной автономии. Это порождает немало проблем в реальной жизни, поскольку сложившийся взгляд на то, что лишь государство может решить национальные проблемы, подвигает народы к тому, чтобы добиваться своей государственности.
Последнее время как в зарубежной, так и российской научной литературе дебатируется вопрос о том, является ли нация лишь этническим образованием, претендующим на собственную государственность, единственным фактором легитимизации государственности. В мировом опыте преобладает определение нации как согражданства, социального общества граждан, составляющих государство. Государства-нации образуют мировое сообщество государств, в том числе ООН. В этом контексте в мировом политическом языке существуют и используются понятия "государства-нации", "национальные интересы", "национальная армия, безопасность" и так далее. Так, в Испании самоопределились в испанскую нацию несколько народов (кастильцы, каталонцы, баски и другие). Консолидация в единый народ часто происходила после образования государства. Лидеры объединения Италии в середине Х1Х в. говорили: "Мы сделали Италию, сейчас будем делать итальянцев".
Не следует абсолютизировать какой-либо путь: вначале нация, потом государство, или: вначале государство - потом нация. При всех условиях этничность выступает важным фактором коллективной мобилизации для государственного строительства, политических процессов.
Рассмотрев взаимосвязь нации и государства, перейдем к раскрытию сущности национальной политики, а также национальных конфликтов, методов их смягчения и разрешения.
Воздействие государства на этносы, равно как влияние этносов на государство осуществляется через политику. Любое направление политики так или иначе оказывает воздействие на развитие народов, межнациональные отношения. В многонациональном государстве разрабатывается специальная - национальная политика.
Известно, сколь много определений политики сложилось в политической науке. М.Вебер связывал ее со стремлением обладать долей власти или влиянием на раздел власти, "независимо от того, присуще ли это стремление различным государствам или разным группам людей в одном государстве". А.Бергштрэссер понимает под политикой "высшее проявление искусства осуществлять...руководство человеческими группами". М.Хеттих определяет ее как "основанное на господстве всеобъемлющее регулирование и формирование общественной жизни"[3]. В марксистской теории политика трактуется многогранно: от концентрированного выражения экономики, до участия масс в деятельности государства, определении его форм и так далее.
При всем разнообразии подходов, отражающих различные грани политики, выделяется ее направленность на интеграцию общества, на управление им. Притом политика сочетает в себе как планирование развития общества, так и реакцию на складывающуюся в нем ситуацию.
Национальную политику можно определить как всеобъемлющее регулирование, формирование и развитие этнических общностей, взаимоотношений между ними с использованием закона, силы, убеждения.
Национальная политика является также реакцией на поведение этнических общностей в многонациональном государстве, на межнациональные конфликты.
На Западе большое влияние получили концепции, Смита и Геллнера предложившие классификацию основных стратегий поведения этносов. В нее входят: 1) изоляция - характерная черта поведения этнических меньшинств в прежние времена: 2) приспособление - основной способ участия наций в социальной и политической жизни общества и государства; 3) коммунализм - способ повседневного контроля над общим состоянием дел со стороны представителей общности, составляющей ведущую социальную силу; 4) автономия - обособление контроля и самоуправления общности в реализации своих интересов.
Автономия подразделяется на культурную автономию (контроль над образованием, прессой, сохранение культурных традиций) и политическую автономию (самоуправление во всех областях социальной, политической и экономической жизни кроме внешней политики и обороны); 5) сепаратизм - стремление к созданию независимого государства в качестве основы для самоопределения; 6) ирредентизм - настойчивое побуждение к объединению по национальному признаку, присущее представителям рассеянных и разделенных народов.
|