б) воспроизведение компонентов и признаков политической системы;
в) принятие и исполнение политико-управленческих решений;
г) контроль за функционированием и направлением развития политической системы.
В конкретно существующей политической системе все стадии политического процесса оказываются взаимообусловленными, упорядоченными в политической жизни. Каждая из стадий может сохранять присущие особенности, не исключается их переплетение, взаимопереходы друг в друга.
Исторически и логически начальной стадией политического процесса выступает конструирование политической системы. Оно может происходить единовременно и постоянно. Единовременно - в момент возникновения, то есть во время изъявления и практического воплощения воли людей, которые своими усилиями создают эту политическую систему. Участие субъектов в данном процессе может происходить различными способами: учреждение явочным порядком принципиально иных органов публичной власти, приспособление прежней политико-правовой структуры к радикально изменившимся обстоятельствам и так далее.
Возможны разные методы осуществления подобного акта социального творчества: вооруженное восстание, победа на выборах и тому подобные. Главный смысл происходящего - создание в ходе политической борьбы (в случае победы) качественно новой государственности, политической системы в целом. Конституирование данной системы явление отнюдь не одноразовое, происшедшее раз и навсегда. Оно постоянно возобновляется, идет непрерывно и представляет собой выражение согласия людей (индивидов, групп, классов) с установившейся политической системой, ее принципами, институтами, нормами. Такое согласие означает признание, одобрение данной конкретной политической системы со стороны членов общества, готовых выразить ей свою поддержку и одобрение.
Этот феномен получил в политологии название легитимация. Социокультурное состояние общества и разные установления призваны обеспечивать законность и правопорядок.
Процесс признания политической системы бывает активным или пассивным, открытым или скрытым, добровольным или вынужденным, прямым или косвенным, осознанным либо неосознанным. Признание политической системы субъектами политических отношений нельзя смешивать с другим вопросом: как сама система отражает и реализует коренные интересы различных общественных групп. Следует отметить, что нет прямой однозначной связи между признанием, легитимацией обществом политической системы и выражением самой политической системой объективных потребностей классов, слоев, людей.
Если в обществе длительное время отсутствует необходимое признание политической системы, ее одобрение и хотя бы некоторое согласие, то это довольно тревожный симптом. Он говорит о том, что общество теряет устойчивость, и становится проблематичным само существование политической системы.
Признание, одобрение, доверие, благодаря которым конституируется и функционирует политическая система, возникает отнюдь не спонтанно. Они с определенной целью продуцируются ежедневно, ежечасно, воспроизводя конструктивные для системы социальные установки, политические позиции, роль и действия участников политического процесса.
Велика роль социально-психологического фактора в конституировании политической системы. Этот процесс совершается в соответствии с определенными историческими закономерностями и сообразно объективным общественно-экономическим потребностям. Наряду с этим деятельность индивидов, социальных групп, причастных к конституированию этой системы, подвергается сложившейся в обществе социально-нормативной регуляции. Учет данных обстоятельств позволяет исключить односторонность в понимании генезиса и содержания начальной стадии политического процесса.
Конституирование политической системы служит предпосылкой для возникновения и существования всех последующих ступеней политического процесса.
|