Политология
ПОЛИТОЛОГИЯ. Общий курс
Содержание


Цитата с сайта
...«ПОЛИТОЛОГИЯ. Общий курс Раздел 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ НАУКИ О ПОЛИТИКЕ 1 .ПРЕДМЕТ И ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ПОЛИТОЛОГИИ История политической мысли насч»...
подробнее


Антон Чехов говорил:

Наука - самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека, она всегда была и будет высшим проявлением любви, только ею одною человек победит природу и себя.



По форме  современные государства делятся на монархию/ традиционную и конституционную/ и республику /парламентскую или президентскую/. Абсолютное большинство стран- республики. Сохранившие монархию являются таковыми чисто символически, как, например , Великобритания , Бельгия , Норвегия, Швеция, Дания, Голландия. В них монархи играют свою роль главным образом на торжественных мероприятиях и церемониях . Причем эти страны одни из самых демократических и свободных в мире.

Традиционные  монархии существуют в арабских странах ; Марокко , Саудовской Аравии , Иордании и др.

Президентами республиками называются те , где наиболее влиятельными и решающим  субъектом  политических действий является  президент . Он  избирается , как правило, непосредственно народом / в США этот процесс опосредуется специальными выборщиками/, а затем формирует кабинет министров. Президент наделен значительными полномочиями и не может быть смещен законодательным органом . Такая система в США , Франции, Японии.

Иная ситуация в парламентских республиках , где президенты очень мало влияют на реальную политику и практически  неизвестны мировой общественности. Полномочным руководителем в них является глава правительства . Такая система  в ФРГ , Италии, Израиле и  др. В парламентской системе избиратели выбирают лишь законодательную власть , т.е. парламент, который затем избирает исполнительную , формирует правительство . Обе формы республиканского правления имеют свои достоинства  и недостатки .

В нашей стране идет развитие политической системы к форме президентской  республики , но этот процесс еще в стадии становления и тоже, испытывает влияние давно прошедших и недавних традиций . Государства различаются по способу  осуществления территориальной организации и управления . Имеется две формы  такой организации; унитарная и федеральная.

Унитарная система практически не представляет входящим в нее  территориям автономии , основное управление осуществляется из столицы. Территориальные подразделения /департаменты во Франции , провинции в Италии/ большей  частью существуют как дань традиции .Большинство унитарных государств имеют национальные полицейские силы и строгий контроль над местными милиционными  образованиями . Обычно здесь существует единая судебная система , работники которой назначаются национальным правительством .

Федеральная система составлена  из единиц , имеющих собственную политическую жизнь / штаты США , Бразилии , кантоны в Швейцарии / . Эти единицы не могут быть на законном основании упразднены или изменены центральной властью.

СССР формально относился к федеральным системам , но многие политологи считают, что реально это было унитарное государство .

Теоретически  существует еще и третья форма-конфедерация , настолько свободное формирование территорий , что они могут успешно противостоять и даже бороться против центральной власти . Поэтому  они  недолговечны , либо распадаются на части , либо превращается  в федерации . Второй вариант пережили США и Швейцарии . Этот опыт  может быть учтен при формировании новой государственности в нашей стране .

Функции государства . Государственную деятельность   можно представить через систему целей или функций . У государства они  значительно  отличаются от других элементов политической системы .

Так  как в любом социально дифференцированном обществе государство отражает эту  дифференциацию , то одной из важнейших функций является выражение социальных интересов . На протяжении тысячелетий это заключалось в обеспечении безусловного господства имущих классов над неимущими . Но с ХIХ в. начали зарождаться демократические институты / массовые партии , профсоюзы , ассоциации и т.п./ гражданского общества , и по мере  их развития  государство все более  было вынуждено  считаться с альтернативной силой .А это привело к тому, что оно стало параллельно  решать еще одно задачу -примирение социальных интересов , поиск и нахождение решений , обеспечивающих социальное согласие , консенсус общественных сил . Разумеется , сочетание этих функций -процесс сложный , противоречивый  ,однако в реальной государственной деятельности он происходит постоянно.

Еще одной функций является ведение общественных сил . В различных государствах различаются их объем и характер , механизм воздействия на те или иные сферы жизни . Так , например , для Советского государства было характерно прямое и непосредственное регулирование экономики , всех ее элементов , от цен и заработной платы всех категорий работников до плановых заданий по всей номенклатуре выпускаемой продукции .Государства с рыночной экономикой используют механизмы воздействия на нее, в частности налоговую политику . В рамках этой функции  государствами реализуются социальные программы , осуществляется строительство объектов  общенационального значения /дорог, например/, решаются проблемы экологической защиты и пр.

Отзывы посетителей
Прочитала тут у вас главу про современное избирате...
Автор: Татьяна
Спасибо вам за отличное пособие по политологии. Зд...
Автор: Дана
Писала курсовик, в основе вообще всей моей работы ...
Автор: Мика
Помню, у нас был семинар посвящен теме «Государств...
Автор: Ира
Однажды на семинаре нам задали вопрос один очень с...
Автор: Сэм


Тематические дипломы


Найти на сайте



Часто просматриваемые страницы


Наука России - Наше будущее!