Реализуется также культурно-идеологическая функция , важнейшими элементами которой является система образования и идеологическое обеспечение политики государства как внутри страны , так и в сфере международных отношений .
Любому государству , а многонациональному в особенности , присуща функция национальной интеграции , где задействованы система законов , институты , механизмы, способствующие поддержанию равновесия , согласия во взаимоотношениях народов , населяющих данную страну. Это одна из сложнейших функций , требующая постоянного внимания , так как вопросы национальных отношений не могут быть решены раз и навсегда , имеют свойство обостряться не только в связи с нарушением достигнутого ранее порядка , но и в результате изменения обстановки в целом в стране или даже из-за событий , происходящих за пределами данного государства.
Одной из наиболее традиционных функций является поддержание общественного порядка , в рамках которой решаются задачи не только борьбы с уголовными элементами , но и охраны общественной нравственности , предотвращения беспорядка во время проведения политических мероприятий /митингов, демонстраций / и пр.
Во взаимоотношениях с другими государствами осуществляются две функции . Во-первых, защита суверенитета страны , ее независимости, территориальной целостности , отстаивание ее экономических , территориальных и прочих интересов . В о -вторых, международное представительство, когда государство выступает выразителем интересов всего народа в международной политике, от его имени берет на себя определенные обязательства как политического, так и экономического/займы, поставки режим наибольшего или наименьшего благоприятствования и пр./, культурного характера . Иначе говоря, отстаивает права народа/как оно их понимает / в той или иной области отношений.
Правовое государство . Нет идеальной формы государства , но наиболее демократический его тип воплощается в правовом государстве , которое обладает совокупностью признаков , выражающих особенности механизма его взаимодействия с обществом .
Во-первых , для правового государства характерен высокий авторитет права как для государственных органов , так и для граждан и всех общественных институтов . Этот авторитет не рождается по чьему-либо указу. Для того чтобы он прочно утвердился , должны вызреть традиции уважения к закону, терпимости к инакомыслию / не только политическому , но и религиозному /, уважения к праву меньшинства на существование и защиту своих интересов и т.п. То есть необходимы стабильность и определенный уровень согласия /консенсус/ социальных сил на протяжении длительного времени.
Во-вторых , государство представляет собой верховную власть в обществе, но эта власть не беспредельна. Она не распространяется , например , на неотчуждаемые права личности /право на жизнь , свободу , собственность , тайну переписки и пр./
В-третьих , имеется /и постоянно совершенствуется / механизм , позволяющий контролировать и своевременно заменять те элементы государства , которые вступают в конфликт с законом или общественным интересом, причем государство так же подвластно закону, как и отдельный гражданин .
В-четвертых ,гарантией практического приоритета закона , соблюдения прав граждан выступает разделение властей на законодательную , исполнительную и судебную , обладающие определенной самостоятельностью по отношению друг к другу . Эта идея , выдвинутая Монтескье еще в середине ХУIII в., особую актуальность .С одной стороны, разделение властей есть система противовесов , сдерживающих друг друга , охраняющих общество от монополии на власть какого-то одного государственного института . С одной стороны , наличие трех относительно самостоятельных институтов власти позволяет распределять ее между различными социальными силами , делает ее более демократичной .
Правда , в реальной жизни нелегко обеспечить оптимальный режим взаимодействия и противовеса этих сил . Так , например , если доминирующая/получившая на выборах поддержку большинства населения/ партия одновременно контролирует парламентское большинство и правительство , принцип разделения властей превращается в символ . А это нередко бывает в США , Англии ,Японии и других странах .
В этой ситуации принцип разделения властей строится по-иному .Функцию контрвласти тогда выполняет сильная оппозиция/ как правило , это вторая по величине партия или блок партий /, имеющая в парламенте и других органах власти значительное количество мест . В других случаях этот противовес могут составить федеральные власти .
Таким образом, понятие правового государства по существу совпадает с понятием демократического государства или государства в условиях демократического режима .
|